Глава
1. Что есть ортопедия.
Что
такое ортопедия и откуда она взялась?
Почему она есть детская и взрослая? Какая связь между травматологией и
ортопедией? Будем последовательно отвечать на эти вопросы.
Первый вопрос почти что экзаменационный, потому вы,
возможно, знаете на него ответ. Но будем соблюдать традицию и раскроем его.
Термин «ортопедия» был введен деканом медицинского факультета университета
Сорбонны Николасом Андри. В 1741 году он издал книгу «Ортопедия,
или искусство предупреждать и исправлять у детей деформации тела средствами,
доступными отцам и матерям и всем тем лицам, которым приходится воспитывать
детей». Представье себе, 18 век!
Слово «ортопедия» состоит из частей двух греческих слов: «ортос» -
прямой и «паис» - ребенок. О содержании
книги мы много не сообщим. По данным из Википедии, книга не отличалась
фундаментализмом и являлась сборником практических советов для родителей. Хотя
о каком фундаментализме можно говорить в начале 18 века! Разрозненные знания,
единичные наблюдения, отдельные попытки.
Авторитет древних классиков. Методы лечения, основанные на кузнечном
принципе «изогнутое распрямляй, прилагая силу». Он нашел свое отражение в
рисунке, изображающем искривленное дерево, подвязанное к столбику. Именно этим
рисунком, который стал символом ортопедии на все времена, Николас Андри
обессмертил свое имя. Он часто в том или ином варианте присутствует на эмблемах
различных клиник, институтов, занимающихся ортопедией. Учреждения, работающие с
детьми, используют рисунок с тоненьким, молодым деревцем, подчеркивая
педиатрическое направление. Мы тоже нарисовали свой вариант эмблемы, на которой
маленький росток борется с нарушением осанки и тянется к солнцу, опираясь на
опыт и ошибки прошлого.
Слева
изображена почти точная копия рисунка Николаса Андри, выполненная нами. А
справа вы можете видеть наш вариант, символизирующий детскую ортопедию.
Видите,
как интересно, ортопедия изначально была детской наукой! Уже в 18 веке
говорится о ведущей роли родителей в
лечении! Но после рождения в 1741 году её ожидал еще долгий и трудный путь
развития, пока она не смогла заявить о себе как о самостоятельной дисциплине.
Трудности на её жизненном пути создавались целым рядом причин. Попробуем
обозначить основные.
Специфика
пациентов. Её пациенты - это физически дефектные дети и искалеченые взрослые.
Первые родились такими, вторые стали такими. Ценность человеческой жизини в
разные времена была разной, а в те давние весьма низкой. На фоне очень
немаленькой смертности родившихся без уродств детей от болезней ценность жизни
ребенка с физическим дефектом стремилась к нулю, если не к отрицательным
числам. Ни для кого не секрет практика умерщвления калек. Мало добра ожидало и
их родителей.
Родила
царица в ночь
Не
то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
а неведому зверюшку.
А.С. Пушкин
Хорошо помните, что приказали сделать с царицей и ребёнком? Пациентов объединяли
бесперспективность и неплатежеспособность. Потому лекари предпочитали не замечать калек, чем заниматься
вопросами помощи им. Те оседали в монастырях, богодельнях, бродяжничали и
заканчивали свои дни рано и плохо.
Отсутствие,
вернее, недостаток главных действующих лиц - ортопедов. Так получилось, что ортопедией
целенаправленно и только особо никто не хотел заниматься. Отцы хирургии все
немного «баловались» ортопедическими экзерсисами. Кто - то достиг определенных
результатов, кто-то не достиг и вернулся к животам. Ортопедия, она вся такая
неинтересная. В ней тяжело было сделать что – то революционное, прорывное.
Можно только облегчить, поправить, улучшить…
Здесь врач точно не будет волшебником. По этим причинам ортопедия долго
испытывала недостаток своих героев. Да, были люди и в то время, их просто нельзя
не упомянуть: Генрих Иванович Турнер, Тимофей Петрович Краснобаев, Витторио
Путти, Адольф Лоренц, Роман Романович Вреден и многие другие, которые выбирали
ортопедию и не изменяли ей. Но, так или иначе, на рубеже 19-20 веков развитие
дисциплины оставалось медленным.
Можно
долго рассуждать о том, когда же наконец-то. Мы не историки медицины, потому
ответим просто: после Второй мировой войны ортопедия почувствовала себя
достаточно уверенно. Отметим три важных момента, которые помогли ей заявить о
себе.
Первый
момент. Вторая мировая война оставила
тысячи искалеченных людей. Такое обилие нуждающихся неизбежно стимулировало
развитие помощи им. Создавались отдельные госпитали для инвалидов и ветеранов,
в которых сосредотачивались передовые специалисты и передовое оборудование, что
весьма способствовало плодотворной работе. Многие из этих учреждений работают и
сейчас, оказывая помощь самым разным категориям больных: от детей до ветеранов
всех последующих войн и конфликтов.
Второй
момент. В 50-60 годы произошли
значительные успехи в оперативном лечении целого ряда детских ортопедических
заболеваний, среди которых были врожденный вывих бедра и спинальный паралич
(полиомиелит). Вывих бедра в первой половине 20 века диагностировался поздно и
лечился неэффективно. Разразившаяся после войны эпидемия полиомиелита оставила
инвалидами огромное количество детей. И именно тогда начали проводиться первые
успешные операции по вправлению застарелого вывиха бедра, устранению контрактур
конечностей и много ещё что. Помимо практической пользы, то было очень
эффектно, ну почти как «Лазарь, встань и иди!». Общественность увидела, что
ортопедия может творить чудеса.
Третий
момент. Развитие анестезиологической
помощи. Местная анестезия, под которой проводились практически все операции
вплоть до 1960-х, никак не способствовала развитию ортопедической хирургии.
Общий наркоз современного образца и послеоперационное обеспечение развязали
руки в оперативной деятельности. Ведь чем тяжелее и запущеннее заболевание, тем
более длительная и травматичная операция требуется для его излечения. И именно
анестезиология сделала операции, разработанные теоретически, выполнимыми
практически.
Лечебные
учреждения ортопедического профиля появились уже на рубеже 19-20 веков.
Приведем некоторые из них, упоминая выдающихся людей, которые там работали.
Федор Родионович Богданов (1900-1973) работал в институте восстановительной
хирургии, травматологии и ортопедии г. Свердловска, затем в институте
травматологии и ортопедии г. Киева. Он известен разработкой оригинальных
операций для лечения врожденного вывиха бедра и методов последующего
функционального лечения. Разработанная им операция по коррекции искривления
бедренной кости у детей с несовершенным остеогенезом применяется и сейчас
(операция Богданова). Тимофей Сергеевич Зацепин (1886-1959) работал в
Государственном институте физиотерапии, институте оздоровления детей и
подростков, научно – исследовательском институте курортологии и физиотерапии
(все в Москве). Известен как автор ряда оригинальных хирургических методов для
лечения детской ортопедической патологии. В 1949 году издал книгу «Ортопедия
детского и подросткового возраста». Волков Мстислав Васильевич (1923-2001) был
директором Центрального института травматологии и ортопедии в г. Москве, заведующим
отделом детской костной патологии и подростковой ортопедии этого института.
Известен как разработчик и популяризатор передовых технологий в ортопедической
хирургии, а также организатор ортопедо – травматологической службы СССР.
Благодаря ему травматология – ортопедия стала отдельной медицинской
специальностью. Мстислав Васильевич в соавторстве с Дедовой Валерией
Дмитриевной создал очень хороший учебник (именно учебник!) по детской ортопедии
(1-е изд. 1972, 2-е изд. 1980). Несмотря на давность издания, эта книга по сей
день остается одной из главных в
подготовке специалистов нашего профиля.
Лечение
детской ортопедической патологии сосредотачивалось не только в учреждениях
ортопедическо - протезно – восстановительного профиля. Ортопедической патологией у детей много и
плодотворно занимались детские хирурги. Баиров Гирей Алиевич (1922-1999) был
заведующим кафедрой детской хирургии С.-Петербургского педиатрического
медицинского университета. Он вошёл в историю, сделав первую в мире операцию по
коррекции атрезии пищевода у новорожденного. Но, помимо этого, Гирей Алиевич
занимался детскими травмами и их последствиями, а его докторская диссертация
была посвящена повреждениям в области локтевого сустава у детей. Дамье Николай
Григорьевич (1897-1983) был главным хирургом детской больницы им. К. А.
Тимирязьева г. Москвы. Известен как основоположник и популяризатор детской
травматологии. В 1949 году он издал монографию «Основы травматологии детского
возраста», один из нас имел честь учиться по этой книге. Кузнечихин Евгений Петрович (1936-2017) был
профессором кафедры детской хирургии Российского государственного медицинского
университета. Его научная деятельность была посвящена множественной и
сочетанной детской травме, лечению заболеваний и деформаций опорно –
двигательного аппарата у детей. Руководство по хирургической патологии верхних
и нижних конечностей у детей, изданное в 2012-2013 годах под его редакцией,
стало уникальным трудом, который очень своевременно объединил и сохранил
многолетние наработки в области детской ортопедии.
Как
вы поняли, детская ортопедия является неким продуктом слияния травматологии –
ортопедии с детской хирургией. В нашем Отечестве она не является отдельной
врачебной специальностью. Потому деятельность в этой области осуществляют или
ортопеды – травматологи, или детские хирурги. Обо всем этом будет подробнее
рассказано ниже.
Детские
травматолого – ортопедические отделения открылись в СССР приблизительно в
1970-1975 годах и большинство из них работает по сей день. В принципе, с этого
момента можно было говорить, что детская ортопедия окончательно выделилась как
самостоятельное направление. Выделение детского ортопедического направления
было обусловлено, прежде всего, спецификой патологии. Детская ортопедия
занимается врожденной и развивающейся в детстве патологией опорно –
двигательного аппарата. Нозологическое разнообразие детской ортопедии широкое,
а встречаемость заболеваний низкая. С некоторыми болезнями детский ортопед
может столкнуться единожды за всю жизнь, а что-то может никогда и не увидеть.
Но при этом он обязан большинство их знать, уметь диагностировать и лечить!
Мы
уже слышим возмущение: «У всех детей плоскостопие, ноги кривые, все горбатые, а
они тут… говорят неправду!». Господа недовольные, не спешите. Читайте дальше,
читайте. И вы поймете, что такое болезнь, а что такое особенность организма, не
влияющая на здоровье.
Врожденные
заболевания опорно - двигательного аппарата - явление жестокое. В благоприятном
варианте они требуют длительного ортезирования. Или ничего не требуют. В менее
благоприятном случае ребенка ждет длительное комбинированное лечение с
оперативными этапами, между которыми носятся ортезы, спецобувь, проводится
бесконечная физиотерапия. И полного излечения мы добиваемся не всегда. А в
наихудшем варианте больному вообще можно предложить только паллиативное
лечение.
Взрослая
ортопедия занимается другим. Фронт её работ представлен преимущественно
инволютивными заболеваниями опорно - двигательного аппарата и последствиями
травм. Ортопедические заболевания у взрослых, разумеется, тоже есть, но это уже
совсем другая история. Взрослая ортопедическая патология, в отличие от детской,
распространенная, все мы, если повезёт, до неё доживем. В лечении ряда
заболеваний достигнут большой прогресс: протезирование крупных суставов и
артроскопия, хирургия позвоночника поставлены на поток и давно перестали
удивлять. Больных много, патология типичная. Только успевай лечить!
Но
у детей тоже могут иметь место последствия травм, приобретенные ортопедические
заболевания. А у взрослых встречаются заболевания, подобные детским:
асептические некрозы, стенозирующие лигаментиты, деформации конечностей… Потому
специалист должен знать как взрослую, так и детскую патологию, ну, с
преобладанием той, которой занимается.
О детской травматологии.
Кроме
детской ортопедии есть еще детская травматология. Что можно про неё
сказать?
Конечно,
есть определенные важные моменты в травмах у детей, но нет принципиальных
различий с травмами у взрослых. Все укладывается в дополнения, исключения и
особенности. Потому назвать детскую травматологию самостоятельным направлением
мы не рискнем. При наличии охлаждённой
головы взрослые травматологи хорошо справляются с травмами у детей. Да, они
имеют трудности в распознавании детской травмы, допускают полипрагмазию в
лечении (излишне длительную иммобилизацию, анатомический и избыточный
остеосинтез). Но, несмотря на это, результаты у них хорошие. Небольшие
недостатки решаются работой над собой – литературы по данному вопросу
предостаточно. У травматологов, работающих со взрослыми, есть и преимущества
перед теми, кто работает исключительно с детьми. Они готовы к гораздо более
серьезным травмам, умеют работать с политравмой, на практике знают, что такое
шок, умеют учитывать сопутствующую патологию. Тогда почему же травму у детей
лечат в детских больницах и отделениях? – Потому что лечение травмы состоит не
только из экзерсисов травматолога. Анстезиолог должен уметь проводить пособие
детям, медсестры должны уметь работать с детьми, лучевые диагносты должны уметь
выполнять исследования у детей. Да и обстановка должна быть детская, не
травмирующая психику ребенка.